Banner Top
Вход
Одной строкой:

Журнал «Шоу-Мастер». Интервью с главным редактором Мариной Багировой.

Краткий экскурс в историю и сегодняшний день издания

– Марина, расскажи, как ты оказалась в роли неизменного главного редактора журнала «Шоу-Мастер»?

– По специальности я редактор, и так сложилось, что в одно прекрасное время отвечала за издание информационного бюллетеня в компании, которая занималась снабжением организаций культуры. Через некоторое время мы убедились, что читателей больше всего интересуют статьи по профессиональной звуковой и световой технике. Назывался бюллетень «Суфлер» и происходило это в 1991-м году. Нужная информация добывалась с большим трудом. Интернета у нас не было, драгоценные журналы и буклеты привозили с зарубежных выставок. Для нас это делал Валерий Гулевич, многолетний руководитель службы звука Театра эстрады. Тогда он мне здорово помог, учил основным принципам подачи материала, переводил и писал статьи. Мы обсуждали терминологию, необходимое и достаточное количество информации в статьях о новой технике, он показывал, где надо сделать логические акценты. Тогда же, в нашей редакции на Никольской появились Евгений Петров, разработчик новой техники и инженер-физик Никита Капустин.

Вскоре, в результате анекдотической ситуации, меня уволили за прогул. Я оказалась на улице вместе со своими обидами и амбициями. Всю мою депрессию «приняла на грудь» Ирина Кайдановская.

Мое последнее интервью в «Суфлере», которое не прошло цензуру, было с замечательными звукоинженерами Виктором Ключниковым и Михаилом Гроцким, не только выдающимися специалистами, но и веселыми и ироничными людьми.

После увольнения спросила у них, нужен ли еще один специальный журнал (тогда как раз вышел первый номер журнала In/Out).

«Да!» – ответили они. И порекомендовали меня Сергею Коровину, директору компании «Орион Сервис». Поддержал идею издания журнала и Александр Гришков, технический директор «Ориона». Они всегда были азартными и жадными до новых дел.

В то время в «Орионе» работали две сильнейших прокатные команды – звуковая и световая, которые одними из первых организовали и технически оснастили концерты на Красной площади.

В «Орионе» было много отличных специалистов, они никогда не отказывались помочь. Мы обсуждали темы, рубрики, термины. Наиль Короткин, Александр Абрамов – мои учителя на тот период. А Дмитрий Рудаков и сейчас рядом, член редколлегии «Шоу-Мастера».

Евгений Петров придумал название «Шоу-Мастер» – нам важно было обозначить и звук, и свет, и другие технические составляющие шоу. С ним же придумывали название рубрик и их наполнение. Для первого номера много переводил Никита Капустин, не рассчитывая на гонорары.

Время от времени приходила на «совещания» к Ключникову с Гроцким, их мнение было важно для меня. Иногда они посмеивались надо мной, но всегда доброжелательно. Вити нет с нами много лет, с ним ушла целая эпоха бескомпромиссно честного отношения к своему делу.

Вот, как-то само собой получилось, что к редакции начали подтягиваться хорошие люди – авторы, со своими идеями и оценкой событий

Для меня это желание людей объединиться и помочь стало настоящим трамплином. Разговоры о новом журнале начались зимой, а уже осенью 1994 года вышел 1-й номер.

Одной из его тем стал концерт на Красной площади, посвященный 25-летию «Машины времени». Площадь заполнили около 50 тысяч зрителей. Я стояла на сцене, за кулисами. И прониклась уважением к людям, которые помогают артистам работать и заряжать своей положительной энергетикой народ.

Мне показалось, что сверстанный номер «Шоу-Мастера» удивил даже самих «отцов-основателей», Гришков и Коровин, по-моему, не ожидали, что все получится.

Все тогда было непросто. Готовили бумажные макеты, что-то резали, дорисовывали, потом в типографии это переснимали на пленки. Но за наши первые номера не стыдно и сейчас. Обстоятельства сложились так, что 3-й номер журнала мы уже делали сами, «Орион» отпустил нас в «свободное плавание».

Потихоньку складывался коллектив, осваивали приемы пре-принт подготовки, искали свой стиль, авторов, читателей.

Оглядываясь, понимаю, что было много сил, энергии, ничего не боялись. В те первые годы большую поддержку мы получали от тоже еще молодой компании I.S.P.A., особенно от Андрея Кочукова. С ностальгией вспоминаем и главного менеджера по рекламе тех лет компании A&T Trade Дмитрия Кузнецова, теперь уж такие мастера стали редкостью…

Сейчас выходит юбилейный 50-й выпуск «Шоу-Мастера». И с удивлением смотрю на толстую стопку журналов: неужели это все мы сделали?

В каждом номере обязательно есть материалы о людях, которые, как правило, не избалованы вниманием публики. Это звукорежиссеры, инженеры, художники по свету, и другие специалисты. А поскольку мои наставники занимались прокатной деятельностью и общались с исполнителями мирового класса, то они задали чуть ироничную тональность журнала, без лишнего пафоса перед авторитетами.

– Когда листаю очередной номер, вижу столь разные рубрики – и про людей, и про «железки», и умные до жути компьютерные медиа-новинки – то не могу представить себе среднестатистического читателя, который все это смог бы прочесть и понять от корки до корки. Не выстраивается образ, потому что лирические воспоминания мэтра студии вряд ли интересны юному хакеру с синтезатором, а любители техно точно пропустят проблемы новейшего театрального света.

– Так на чтение целиком, подряд «Шоу-Мастер» и не рассчитан! Это же не «Иностранная литература» застойных времен, которую зачитывали до дыр. Но в течение всех этих лет у нас существовала бесплатная подписка на журнал. Более 17 тысяч подписчиков по всей стране присылали в редакцию свои развернутые анкеты. И по этим данным выстраивается очень показательная картина. Такое четкое современное разделение профессий, например, звукорежиссеры студийные, концертные – есть только в самых крупных городах: в Москве, Питере, и еще в нескольких городах России. А отъехать от Москвы 200 км, уже другая картина. Там тоже порой бурлит культурная жизнь, но в массе клубов, дискотек в небольших городках ди-джей еще и световик, и новогоднее представление срежиссирует и сам проведет. Но и специалисты в мегаполисах часто интересуются чем-то еще, кроме основной деятельности. Например, наш хороший знакомый, прекрасный инженер-акустик, коллекционирует синтезаторы. А что уж говорить про инсталляторов, которые должны быть в курсе всего – и звука, и света, и видео. Так что некий «винегрет» из тем – это и принцип, и способ выживания одновременно. У нас ведь нет, как на Западе, развитого рекламного рынка по отдельным сферам деятельности, который смог бы обеспечить существование узкотематических журналов. Допустим, известный во всем мире английский журнал Lighting Dimensions может позволить себе писать только о световой технике, потому что на его последней странице внушительный список из более 50 фирм – производителей и рекламодателей. У нас светом занимается десяток компаний, оборудование для ди-джеев продают еще пять фирм. Получается, что отдельно ни одна из этих отраслей не способна обеспечить журналу полноценный рекламный рынок в России, чтобы дать возможность оплачивать типографию, заказывать авторские материалы и т.д.

Мы и рубрики свои посвящаем не отдельному оборудованию (микшеры, микрофоны и т.д.), а по областям применения, то есть - «Тайны студии», «На сцене и в зале».

Раньше у нас была рубрика Ассоциации звукорежиссеров России, которую вели Владимир Виноградов и Владимир Кузнецов и много сделали для объединения звукорежиссеров во всем мире. А российскую ассоциацию не приняли из-за несовершенства нашего законодательства. Были статьи о реставрации звукозаписей, эту рубрику вел опытнейший реставратор Борис Смирнов.

Мы стараемся рассказать о событиях: концертах, инсталляциях, новых именах, а также большое внимание уделяем обучающим материалам.

Вот сейчас решили чуть повернуть журнал навстречу любителям, то есть тем, кто организует open air или делает демо-записи в домашней студии, или создает свои первые группы. Они хотят творить и не тратить время на изучение многостраничных мануалов. И они составляют все большую часть покупателей.

– Как вам работается с рекламными службами компаний-дистрибьюторов?

– Хотелось бы, чтоб рекламодатели к журналам относились внимательней. Мы предлагаем много интересных идей, схем, но, кажется, что не все из них доходят до тех, кто принимает решения. Сейчас приходит молодежь с красивыми дипломами факультетов маркетинга и прочее, и считает, что все знает. Однако у нас особенный бизнес, надо хорошо представлять менталитет людей, для которых мы работаем. Я с уважением отнеслась бы к мнению рекламного менеджера, который сказал бы, что наша программа неинтересна для его фирмы. Значит, он эти предложения хотя бы внимательно прочитал (а для многих компаний мы готовим индивидуальные планы). Но часто рекламные менеджеры похожи на инопланетян.

Я для себя выделяю три типа рекламистов. Первый тип – барышня, которая просто является буфером между начальством и изданием, ее дело сказать «нет» с разной степенью вежливости. Второй тип – энергичные юноши, которые просят рассчитать размещение рекламы сразу на двух обложках, а через неделю отказываются даже от маленького объявления. И только с третьим типом хочется работать, это люди, четко понимающие, что им нужно, а что нет, и в чем изюминка того или иного издания.

Большинству фирм нашего направления не хватает ньюсмейкеров, которые должны искать информационный повод, чтобы упомянуть свой прибор или событие. Мы советуем, если не вышел новый прибор, расскажите, как старые живут и работают, как функционирует, к примеру, инсталляция 5-летней давности..

Было время, мы проводили семинары для рекламистов. Не успеешь выдать профессиональные тайны, как уже все уволились, и начинай сначала. В рекламных отделах огромная текучка кадров.

– Расскажи немного о вашем коллективе.

– С Татьяной Пономаревой мы с 1994-го года, как говорится, в одном окопе. Мы уже практически один человек. Если иногда по телефону путают и просят Таню Багирову или Марину Пономареву, то мы откликаемся. В прошлой жизни Татьяна – системный программист. Она настоящий технарь, у нее все по полочкам, человек в высшей степени организованный. Роли наши распределяются так: я придумываю и планирую, а Таня все подсчитывает и спускает меня с небес на землю, говорит, можно это осуществить или нет.

Бессменный художник «Шоу-Мастера» Александр Головин – это стиль журнала, его вкус и наш взгляд на мир. Марина Евлашева, Артем Родионов, Станислав Станулевич, Ольга Середа, Алиса Михайловна Возовая – все мы крутимся вокруг журнала, как планеты вокруг солнца.

Вообще, должна признаться, что идеального распорядка в редакции нет. Для меня важнее, чтобы людям в редакции было интересно, комфортно и приятно общаться друг с другом, тогда и работа пойдет. Потому что создание журнала – это творческий конвейер, а значит, все должны дружно и слаженно действовать, задавать вопросы, выслушивать советы и уважать мнение коллег. Авторы у нас тоже особые. Как правило, это люди сведущие в своем деле, но не всегда еще и писатели. Зато, если автор хороший специалист и талантливо пишет – считайте вам повезло! Александр Кравченко, Филипп Баранов, Михаил Качанов, Сергей Баранов, Александр Червяков, Аюр Санданов – я готова бесконечно петь им дифирамбы.

А попытки сотрудничать с профессиональными журналистами еще в первые годы не увенчались успехом. Одно из исключений – Настя Ягодина, которая знает все, умеет разговорить собеседника и интересно его представить. Большой соблазн назвать по имени всех любимых авторов, но боюсь, получится большой список.

Шесть лет мы издавали и журнал Install Pro. Сейчас его выпуск приостановлен в связи с уходом на другую работу его бессменного главного редактора Дмитрия Радченко. Дима – очень яркий талантливый человек. Заменить его пока не удается.

– Обращает внимание, что материалы журнала, в отличие от многих других «технических» изданий явно подвергаются хорошей литературной правке, чувствуется рука строгого корректора, профессии почти вымершей в современной периодике, на которой часто экономят, и зря!

– К этому меня приучила работа в издательстве, где кроме корректоров даже были вычитчики, проверявшие весь текст насквозь после редактирования. Это были настоящие люди-энциклопедии, как мы их боялись! У нас замечательный литературный редактор, которая при всей своей строгости филолога хорошо освоила профессиональную лексику.

– Как вы распространяете «Шоу-Мастер?»

– Раньше мы подписывали на журнал бесплатно, потому что искали своих читателей. Но когда число бесплатных подписчиков достигло 17 с лишним тысяч человек, мы поняли, что уже не тянем такие расходы. Сейчас у нас есть подписчики, другим удобнее покупать в музыкальных магазинах или на выставках.

– С дистрибьюторами находите общий язык?

В основном да. Журнал по-настоящему заинтересован в успехе наших партнеров-рекламодателей. Хотя настораживает новая тенденция – производители дают дистрибьюцию сразу нескольким компаниям, которые поэтому и не рекламируют бренд . То есть, приобретая четырех дистрибьюторов, производитель тут же лишается информации о своей технике. Так, вы не найдете статей о компьютерах Мас для музыкантов, вне рекламного поля остался Akai и многие другие достойные бренды.

– Но раз хорошо покупают, то может и не нужна реклама?

– Кроме сегодняшнего дня хорошо бы думать и о завтрашнем. Техника обновляется, меняются приоритеты. Те марки, что были на высоте пять лет назад, сейчас уступили первые места в рейтинге популярности другим. Чтобы оставаться на высоких позициях, надо непременно поддерживать популярность брэнда свежей информацией. К тому же толковая статья, новости – это уважение и внимание к пользователям.

– Но обходится же без рекламы, допустим, «Роллс-Ройс».

– Если честно, сомневаюсь, что обходится.

– Зашла на сайт журнала, выглядит достойно, удобный архив почти за все эти годы. Многие печатные издания вообще уходят в виртуал, так современней и значительно дешевле. Что если «Шоу-Мастер» в недалеком будущем тоже откажется от бумажной версии?

– Нас эта перспектива не пугает. Самое главное – содержание, а не оболочка. Ну оставим мы из 10 тысячного тиража одну-две тысячи экземпляров для любителей бумажного варианта, а большинство будет знакомиться с новинками техники через Интернет. На типографии и рассылке очень даже сэкономим. Сейчас у нас проходят бесконечные споры с модератором нашего форума Димой Радченко и системным администратором о том, какие материалы выкладывать в свободный доступ. Пока мы разрешаем к просмотру все: и коммерческие и редакционные статьи. Правда с отставанием где-то в 2 номера, то есть на полгода, потому что приоритет все же за печатным изданием. Но если думать о настоящей, оперативной электронной версии, то надо решить и кучу вопросов с правами на публикации, на разрешение копирования и в каком объеме. С одной стороны на наш сайт пойдет куча ссылок, популярность вырастет в разы, но как при этом сохранить свою индивидуальность, оригинальный стиль? У зарубежных коллег есть варианты платной подписки на журналы, которые размещают на сайте одновременно с выходом печатной версии, возможно и мы придем к такому решению.

– Какие дальнейшие планы, в чем видите развитие своего детища?

– В журнале хотелось бы видеть больше конкретных людей, творческих личностей.

Еще хотелось бы, чтобы не только журнал наполнял сайт содержанием, но и сайт оформился в портал, живущий более самостоятельной жизнью и питающий журнал новыми идеями.

Хотим, чтобы среди читателей стало больше не только крутых профи, но и тех, кто учится и станет ими завтра, или просто любителей музыки и техники. Хотелось бы выпускать книги для профессионалов, но это очень дорого, а финансировать никто не рвется. Года два назад Ирина Аркадьевна Алдошина разработала план издания образовательной литературы по звуковому оборудованию. Выпуск такого количества изданий не под силу ни одной редакции, ни с финансовой точки зрения, ни с организационной. Только объединив усилия нескольких издателей, дистрибьюторов и авторов можно осуществить этот проект. Но, к сожалению, специальные журналы разобщены, а торгующие организации мало думают об образовании. Но ведь завтра наступит? ☺

– А не жалела, что выбрала такое техническое «мужское» печатное издание? Ведь в начале 90-х годов еще имелся дефицит и в сугубо «дамских»: про косметику, декоративные растения, здоровое питание и прочие милые вещицы и понятия, в которых все мы, женщины, чувствуем себя как рыба в воде.

– Нет, никогда. Я абсолютно счастлива, что в отличие от большинства массовых журналов, нам не надо писать, кто что носит, кто с кем спит, и кто за кого голосует!

Татьяна Елагина

Август 2007 г.

Другие материалы в этой категории: « Надо больше делать самим. Интервью с Сандлером Л.О. »
Яндекс цитирования Rambler's Top100